Под пологом снов

Мы привыкли к надежности, фундаментальности, основательности. Уж если стенка - то прочная, уж если дверь - на запоре. А между тем достаточно только иллюзии, намека преграды - воображение дополнит недостающее. Этим приемом нередко пользуются в театре. Почему бы не перенести его в жилую квартиру? Суть его в том, чтобы не отгораживать какую-либо часть пространства, а лишь намекнуть на его обособленность. О таких приемах мы уже писали. Такую иллюзию создают и балдахины.

Балдахин (итальянское baldacchino, буквально - шелковая ткань из Багдада) - нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла. В русском зодчестве он называется сень и киворий. Часто употребимо и слово "полог". Балдахин почитали знаком счастливой судьбы и символом власти средневековые рыцари, китайские мандарины, индийские махараджи и русские князья.

"Постель, друг мой, - это вся наша жизнь, - писал Ги де Мопассан. - Здесь мы рождаемся, здесь мы любим и здесь умираем". И здесь, на столь важном для человеческого опыта месте, мы встречаемся с особым миром сна. Как утверждают исследователи, даже первобытные люди, постель которых выглядела просто небольшим углублением в земле, окружали ее комьями земли и листьев. То есть на этой ранней стадии развития человечества наши примитивные предки стремились отгородить свой сон от природы. Постель, даже в самых своих примитивных формах, должна была быть надежным местом, где можно чувствовать себя в безопасности. Без чувства безопасности заснуть трудно.

Сегодня за стальными и бетонными стенами современных многоэтажных зданий вопрос безопасности в постели менее актуален. Но если постель предназначена быть убежищем, она, конечно, должна предоставлять нам существенный комфорт. Некоторые люди чувствуют себя довольно неуютно, когда они спят в комнате с высокими потолками. Это желание - создать в спальной зоне низкое и потому уютное пространство преследовало человека всю жизнь. Старинная традиция закрывать кровать пологом, который как бы оберегает сон от злых духов и враждебного мира, придется по вкусу такому человеку.

Есть и функциональная сторона у этой, казалось бы, чисто декоративной детали интерьера. Навесы над кроватями часто устраиваются не только для красоты, но и для защиты от солнца, сквозняков или назойливых домашних насекомых.

В моду вновь входят спальные гарнитуры с балдахинами. Наследники старинных альковов - это не просто "ретро", но и некоторые крупицы роскоши, известной нам по старым картинам, иллюстрациям. Вкусы изменились, но тяга к изящной жизни все же осталась. И не будем вкладывать в эти слова иронический смысл! Перешагнув через аскетичный и лаконичный конструктивизм, люди возвращаются к старой, доброй классике, которая завоевывает все больше поклонников. Казалось бы, древняя архаичная деталь, знакомая, скорее, не из жизни, а по иллюстрациям к сказкам Перро: они обязательно присутствовали в спальнях принцесс. Но пролистайте любой журнал по современному интерьеру, и вы обнаружите множество спален с балдахинами. Правда, это уже не тяжелые массивные сооружения с пышными золотыми кистями, а легкие занавески, прикрывающие чаще всего лишь изголовье кровати. Но цель-то одна: сделать спальню самой укромной частью помещения, квартиры.

Существуют три основные разновидности балдахина: первая - с опорой на четыре колонны, вторая - навес, прикрепленный к стене или потолку, третья - небольшая круглая "корона", своего рода каркас для драпировок. Гармония спальни - в симметричности, а кровать представляет в ней некий смысловой центр. Когда мы применяем балдахин, логичнее поставить ее посередине, в крайнем случае прижать изголовьем к одной из стен.

Внешний вид балдахина во многом зависит от цвета, фактуры и плотности ткани. Густые драпировки придают любому навесу торжественность. Современная спальня, обеспечивающая хороший сон, должна отвечать основным требованиям здоровья человека, то есть быть удобной, экологичной и вызывать приятные эмоции. И балдахин - одна из деталей, содействующих этому. Не думайте, что это нечто сложное, дорогое. Каждый из нас может вложить свою фантазию и вкус в его сооружение. Нужен только нехитрый каркас и умелые женские руки: присобрать, окантовать либо каким-то иным образом украсить ткань.



назад